4.1Учащиеся и педагоги Погодаевской школы поделились опытом реализации проекта «Активная среда». Встреча с заинтересованными коллегами прошла в форме видеоконференции. В ней  приняли участие представители школ Верхнепашино, Епишино, Подгорного, Новокаргино, Усть-Кеми, Абалаково, а также специалисты управления образования. Проект реализуется в Погодаевской школе с 2017 года. Пришло время поделиться своими наработками, проанализировать их и оценить.  Куратор проекта «Активная среда», учитель биологии и химии Анастасия Евдокимова, рассказала коллегам о направлениях работы агрокласса, организованного в школе в рамках проекта. «Профориентационная составляющая – одно из преимуществ «Активной среды». Важно, что участвовать в его реализации могут все дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья», - сказала Анастасия Александровна.
Благодаря проекту ребята не просто знакомятся с многообразием профессий, востребованных  в сельской местности, но и примеряют их на себя на практике. Работа идет в нескольких направлениях.  Так, на пришкольном участке трудятся овощеводы и цветоводы. Ребята возделывают землю, выращивают практически все овощи, которые после сбора урожая поступают в школьную столовую. Есть в их работе и опытная составляющая: юные овощеводы наблюдают за сортами и впоследствии на участке высаживают те, которые дают наибольший урожай. Такой подход – основа для проектной и исследовательской деятельности, которая, по словам самих ребят, очень трудоемкая. И, тем не менее,  школьники не раз представляли район на конкурсах и конференциях разного уровня, занимали призовые места, а также выигрывали гранты в конкурсе проектов «Территория - 2020». Цветоводы ухаживают как за однолетниками, так и за многолетниками. На  пришкольных клумбах  радуют своей красотой циннии, георгины, флоксы, бархатцы, виолы. Постигая и осваивая секреты ландшафтного дизайна – еще одного направления проекта – ребята учитывают высоту растений, сроки цветения, их свето- и влаголюбивость. С плодами своего труда овощеводы и цветоводы участвуют в ярмарках-продажах среди местного населения, зарабатывая тем самым деньги на школьные нужды и на реализацию своих идей. Таким образом, например, был реализован проект по созданию зоны отдыха «От мечты к реальности». Но прежде, чем выйти с рассадой овощных и цветочных культур на рынок, учащиеся Погодаевской школы писали бизнес-план.
Дополняют проект «Активная среда» и уроки технологии, на которых учащиеся занимаются, в том числе моделированием и конструированием, дизайном и декорированием. По этому поводу на видеоконференции были показаны фрагменты уроков. Под руководством учителя технологии Елены Килиной десятиклассники изготовили чеканку с названиями растений, которые используются ими при закладке опытов или посадке рассады. Такие указательные таблички пригодятся самим ребятам на тех же клумбах или в рассадниках. А еще их вполне могут приобрести местные садоводы. Однако прежде, чем приступить к изготовлению чеканки, нужно поработать над ее дизайном, шрифтами, найти нужную информацию в Интернете. Вся работа от начала до конца требует внимательности, усидчивости, фантазии. Ученики 9 класса под руководством  Николая Пискунова изготовили декоративный элемент из древесины, который пригодится для какой-нибудь модели или конструкции.
Не менее важна для профориентационной работы и организация экскурсий. Знакомство с опытом других людей, работающих на селе. Общение по интересам способствует расширению кругозора и социализации ребят, а также развитию проекта. Об этом рассказала педагог-психолог школы Елена Козельцева. Ученики Погодаевской школы выезжают на экскурсии на станцию юннатов в Енисейск, в ООО «Анциферовское», занимающееся овощеводством и животноводством, в крестьянско-фермерское хозяйство Азада Алиева.
Интерес участников видеоконференции вызвала программа сетевого взаимодействия «Агропоколение», о которой рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Обедина. Представив ее на конкурс образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы агротехнического направления, погодаевцы выиграли грант: почти 450 тысяч рублей для оснащения материально-технической базы. Деньги пойдут на приобретение садового инвентаря, покупку мотобока с телегой, газонокосилки, методической и дидактической литературы, оборудования для кабинетов технологии, оргтехники.
Таких результатов достигли сегодня педагоги и учащиеся Погодаевской школы в рамках реализации проекта «Активная среда». Конечно, есть еще над чем работать, к чему стремиться. И, тем не менее, ребята не только приобретают определенные знания, умения и навыки, но и, наверняка, задаются вопросом профессионального самоопределения. А это, собственно, одна из целей проекта. А еще важен в нем системный подход и командная работа, ведь без системы и команды не было бы и урожая. Проект, безусловно, полезен, нужен, интересен и у него есть будущее.
Ирина СИБГАТУЛИНА.
Фото из архива Погодаевской школы